Каталог статей
Главная » Статьи » Статьи о тюнинге |
…Новые группы животных начинают завоевывать сушу, но их отрыв от водной среды не был еще окончательным. К концу карбона (350-285 млн. лет назад) относится появление первых пресмыкающихся – полностью наземных представителей позвоночных… Учебник по биологии
С середины прошлого века многие страны проводили эксперименты с получением карбо-на. В первую очередь в этом материале были заинтересованы, конечно, военные. В сво-бодную продажу карбон поступил только в 1967 году. Первой фирмой, занявшейся реали-зацией нового материала, стала британская фирма Morganite Ltd. При этом продажа угле-волокна, как стратегического товара, была строго регламентирована. Достоинства и недостатки Наиболее важное достоинство углеволокна – это высочайшее отношение прочности к ве-су. Модуль упругости лучших «сортов» углеволокна может превышать 700 ГПа (а это на-грузка 70 тонн на квадратный миллиметр!), а разрывная нагрузка может достигать 5 ГПа. При этом карбон на 40% легче стали и на 20% легче алюминия. Среди недостатков карбона: длительное время изготовления, высокая стоимость материа-ла и сложность в восстановлении поврежденных деталей. Еще один недостаток: при кон-такте с металлами в соленой воде углепластик вызывает сильнейшую коррозию и подоб-ные контакты следует исключать. Именно по этой причине карбон так долго не мог войти в мир водного спорта (недавно этот недостаток научились обходить).
Получение углеволокна. На сегодняшний день существуют несколько способов получения углеволокна. Основные: химическая осадка углерода на филамент (носитель), выращивание волоконноподобных кристалов в световой дуге, и построение органических волокон в специальном реакторе – автоклаве. Последний способ получил наибольшее распространение, но и он довольно до-рог и может применяться только в промышленных условиях. Сначала нужно получить ни-ти углерода. Для этого берут волокна материала с названием полиакрилонитрил (он же PAN), нагревают их нагреваются до 260°С и окисляют. Полученный полуфабрикат нагре-вается в инертном газе. Долговременное нагревание при температурах от нескольких де-сятков до нескольких тысяч градусов Цельсия приводит к процессу так называемого пи-ролиза – с материала убывают летучие составляющие, частицы волокон образуют новые связи. При этом происходит обугливание материала – «карбонизация» и отторжение неуг-леродный соединений. Завершающий этап производства углеволокна включает в себя пе-реплетение волокон в пластины и добавление эпоксидной смолы. В результате получают-ся листы черного углеволокна. Они имеют хорошую упругость и большую нагрузку на разрыв. Чем больше проводит времени материал в автоклаве, и чем больше температура, тем более качественный получается карбон. При изготовлении космического углеволокна температура может достигать 3500 градусов! Самые прочное сорта проходят дополни-тельно еще несколько ступеней графитирования в инертном газе. Весь этот процесс очень энергоемкий и сложный, потому карбон заметно дороже стеклопластика. Осуществить процесс дома не пытайся, даже если у тебя есть автоклав – в технологии множество хит-ростей... Карбон в автомире Появление карбона не могло не заинтересовать конструкторов гоночных автомобилей. К моменту появления углеволокна на трассах F1, почти все монококи делались из алюми-ния. Но у алюминия были недостатки, в числе которых его недостаточная прочность при больших нагрузках. Увеличение прочности требовало увеличения размеров монокока, а следовательно и его массы. Углеволокно оказалось великолепно подходящей альтернати-вой алюминию.
Тюнинг Когда мы говорим «карбон», то вспоминаем, конечно, капоты тюнинг-каров. Однако сей-час нет кузовной детали, которая не могла бы быть сделана из карбона – не только капо-ты, но и крылья, бампера, двери и крыши... Факт экономии веса очевиден. Средний выиг-рыш в весе при замене капота на карбоновый составляет 8 кг. Впрочем, для многих глав-ным будет тот факт, что карбоновые детали практически на любой машине выглядят бе-зумно стильно!
Карбон появился и в салоне. На крышках тумблеров из углеволокна много не сэконо-мишь, но эстетика – вне сомнений. Салонами с элементами карбона не брезгуют ни Ferrari, не Bentley. Но карбон это не только материал дорогого стайлинга. Например, он прочно прописался в сцеплении автомобилей; причем из углеволокна делают и фрикционные накладки, и сам диск сцепления. Карбоновая «сцепа» имеет высокий коэффициент трения, мало весит, и в три раза сильнее сопротивляются износу, чем обычная «органика».Другой областью применения карбона стали тормоза. Невероятные характеристики тор-мозов современной F1 обеспечивают диски из карбона, способные работать при высочай-ших температурах. Они выдерживают до 800 циклов нагрева за гонку. Каждый из них ве-сит менее килограмма, тогда как стальной аналог как минимум в три раза тяжелее. На обычную машину карбоновые тормоза пока не купить, но на суперкарах подобные реше-ния уже попадаются. Другой часто используемый тюнинг-девайс – прочный и легкий карбоновый карданный вал. А еще недавно прошел слух, что Ferrari F1 собирается установить на свои машины карбоновые коробки передач… Наконец, карбон обширно применяется в гоночной одежде. Карбоновые шлемы, ботинки с карбоновыми вставками, перчатки, костюмы, защита спины и.т.д. Такой «экип» не толь-ко лучше смотрится, но и повышает безопасность и снижает вес (очень важно для шлема). Особой популярностью карбон пользуется у мотоциклистов. Самые продвинутые байкеры одевают себя в карбон с ног до головы, остальные тихо завидуют и копят деньги. Новая религия Незаметно и тихо подкралась новая карбоновая эпоха. Карбон стал символом технологий, совершенства и нового времени. Его используют во всех технологичных областях – спорт, медицина, космос, оборонная промышленность. Но улеволокно проникает и в наш быт! Уже можно найти ручки, ножи, одежду, чашки, ноутбуки, даже карбоновые украшения… А знаешь, в чем причина популярности? Все просто: Формула 1 и космические корабли, снайперские винтовки последних образцов, монококи и детали суперкаров – чувствуешь связь? Все это лучшее в своей отрасли, предел возможностей современных технологий. И люди, покупая карбон, покупают частичку недосягаемого для большинства совершен-ства…
Факты: * в листе карбона толщиной 1 мм 3-4 слоя углеродных волокон *** На Essen Motor Show мы увидели у одного сотрудника стенда AutoArt чумовое карбоновое кольцо на пальце. На просьбу показать товар в своем бескрайнем каталоге он ответил, что это вообще-то просто карбоновая втулка, которую он снял со своего велосипеда… | |
Категория: Статьи о тюнинге | Добавил: racing-eden (03.05.2007) | |
Просмотров: 3324 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/3 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||